Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"СОШ № 3"
Кизилюрт,селение Бавтугай
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений

    Система работы школы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних

    Цели :  предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся; – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

    Задачи:

      1. содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
      2. формирование законопослушного поведения детей и подростков;
      3. оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
      4. выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
      5. профилактика раннего семейного неблагополучия.

    Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций: Профилактическая функция

        • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
        • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;
        • Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.

    Защитно-охранная функция

          • Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
          • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
          • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).

    Организационная функция

          • Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;
          • Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;
          • Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
          • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;
          • Организация и проведение школьных мероприятий;
          • Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);
          • Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.

    Профилактическая работа образовательного учреждения осуществляется под руководством администрации школы во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов: Конвенции ООН, Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , ФЗ № 124 от 24.07.1998

    «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ от 24.09.1999 № 120

    «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», плана работы ОУ, локальных актов ОУ, регламентирующих профилактическую работу( Устав школы, положение о школьной профилактической комиссии, положение о постановке обучающихся школы на внутришкольный учет, положение об учете неблагополучных семей, положение об общешкольном родительском комитете и т.д.).

    В нашей школе ведется большая плодотворная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

    СИСТЕМА       РАБОТЫ       ШКОЛЫ       ПО        ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ включает в себя :

    1. Диагностическую деятельность:
      • выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
      • изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
      • наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
      • определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

    —проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

      • определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
      • выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
      • изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
      • изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
      • определение мотивов поведения и общения;
      • учет состояния здоровья ребенка;
      • наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
    1. Индивидуально-коррекционную работу:
      • индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
      • изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
      • индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога -психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
      • создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);
      • вовлечение учащихся в активную общественную работу;
      • проведение тренингов общения;
      • проведение тренингов психологической разгрузки;
      • привлечение к чтению художественной литературы.
    2. Работа с семьей:
      • изучение социального положения ребенка в семье;
      • выступление учителей на родительских собраниях;
      • посещение   семей   с    целью   проведения   бесед   по   вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
      • встречи с инспектором ПДН;
      • индивидуальные консультации для родителей;
      • совместная  профилактическая  работа  школы  с   родительскими комитетами классов.
      • вовлечение в работу с семьей родительских комитетов класс школы, школьной профилактической комиссии;
      • привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
      • проведение творческих встреч, тематических родительски собраний;
      • привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов,
      • приглашение  родителей  неблагополучных семей   на   школьные праздники, лектории и др.;
    3. Взаимодействие с заинтересованными организациями
      • сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
      • сотрудничество с инспектором    по делам несовершеннолетних района;
      • сотрудничество с врачами: психологами, наркологами,
      • сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов;
      • сотрудничество с районным центром занятости населения;
      • сотрудничество с городским домом детского творчества;

    - сотрудничество с центром информации 

    1. Информационная, организационно-методическая деятельность
      • проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
      • взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
      • составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ПДН;
      • разработка материалов в помощь классному руководителю;
      • составление психолого-педагогической характеристики класса;
      • организация выставок литературы, плакатов;
      • проведение социометрического исследования классов.
    1. Правовое просвещение учащихся
      • проведение месячника правовых знаний;
      • проведение тематических лекториев;
      • проведение диспутов, конференций.

    В системе профилактики деятельности школы можно выделить два направления:

    меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акция, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригат, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, конкурсы рисунков и др.), родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями, создание и работа молодого отряда ЮИД. Наряду с этим, в школе действует профилактическая программа «Правильный выбор». Занятия по этой программе проходят на классных часах, всеобучах, круглых столах и т.д.Данные занятитя позволяют не только дать ребёнку необходимые знания, но и создают условия для самостоятельного выбора и принятия решения, обучают школьников культуре правовых отношений.

    Вторым направлением работы школы являются меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей либо жестоко обращаются с ними.

    Особое внимание в нашем учебном заведении уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ПДН и ВШК.) Нужно отметить, что в процессе работы с данными несовершеннолетними в профилактических мероприятиях, так или иначе задействованы другие учащиеся.

    Подробнее о мерах специальной профилактики.

    Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог. Участие всех лиц фиксируется их личной подписью.

    Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, факультативах. Согласно школьной программе «Одаренные дети», стараемся приобщить трудных подростков к занятиям в дополнительном образовании. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся «группы риска».

    Немаловажная роль в работе с детьми отводится школьному педагогу- психологу и социальному педагогу.

    Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся школы с представителями ОМВД, КДН и ЗП, представителями здравоохранения. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.

    В школе происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса, система взаимного сотрудничества на выявление и решение проблемных ситуаций.

    Отлажено функционирует школьная профилактическая комиссия. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним.

    Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.

    Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле.

    По окончанию реализации плана ИПР на каждого несовершеннолетнего составляется подробный анализ проведенной работы, тем самым отслеживается результативность и эффективность проведенных мероприятий.

    В школе разработаны и функционируют целевые программа «Счастливо жить – здоровым быть». Многие мероприятия проводятся в рамках этих программ.

    На каждого несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете составлен индивидуальная программа коррекции, заполняется индивидуальная карта, в личном деле имеется характеристика и акт обследования.

    В профилактической работе с обучающимися, приоритетных категорий классный руководитель, педагог - психолог, социальный педагог, учителя предметники, администрация школы проводят следующую работу:

    • осуществление контроля посещаемости занятий (журнал посещаемости, классные журналы).
    • обследование материально-бытовых условий проживания ребенка (для ГР и опекаемых акты обследования 2 раза в год).
    • контроль за занятостью во внеурочное время (совместная работа с учреждениями дополнительного образования через сверку списков, классный журнал);
    • занятость в каникулярное время (совместная работа с доп. образованием, управлением образования, социальной защитой, центром занятости населения, инспектором ПДН);
    • изучение особенностей личности подростков (через диагностику, наблюдение, беседы, анкетирование социальным педагогом и педагогом-психологом);
    • посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям (справки о посещенных уроках социальным педагогом);
    • психолого-педагогическое консультирование родителей (через родительские собрания, работа стендов, сайт школы);
    • индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками (через классные часы, часы общения, тренинги, акции, участие в проектной деятельности);
    • вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ классных коллективов.

    Школа осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.

    Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.

    Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно- оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности.

    Самыми  популярными  формами  работы  по  ЗОЖ  являются  круглые  столы

    «Здоровым быть модно!», традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»

    Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

    Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

    В школе работает профилактическая комиссия, которая осуществляет:

      • разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
      • разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
      • проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
      • проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
      • организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
      • защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).

    Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:

    1. Отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки без уважительных причин;

    2. Уменьшение количестваконфликтных ситуаций в классных коллективах;

    1. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, социальному педагогу, педагогу-психологу ;

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie